Полезные советы » Новости »

Что такое индекс бигмака

Популярное печатное издание «The Economist» высчитывает «индекс бигмака» каждый 6 месяцев. Появился данный показатель еще в 1986 году. Два раза в год в июле и январе эксперты проводят исследование стоимости бигмаков McDonald's в Америке и других государствах. Рассмотрим, что показывает данный показатель, как рубль соотносится к другим валютам, кто в выигрыше от недооценки национальной валюты, насколько надежен «индекс бигмака» в качестве экономической характеристики.




«Индекс бигмака»: что он демонстрирует?

Оригинальный бургер в любом уголке Земли имеет одинаковые ингредиенты и массу, делают его по единому рецепту. Создатели данного индекса имеют мнение, что в любой стране мира бургер должен иметь одинаковую стоимость в пересчете на американские доллары. К примеру, в июле текущего года бигмак в США имел цену 5,65 доллара. Соответственно, в странах ЕС его стоимость должна составлять 4,75 евро по действующему курсу 1:0,84 (доллар/евро).



В КНР бургер должен стоить по действующему курсу 36,48 юаня, а в Российской Федерации – 413,23 рубля, так как один американский доллар в нашей стране стоил на тот момент 73,14 рубля. Однако в реальности это далеко от истины. В Европе бигмак продавали в июле за 4,27 евро, в Китае он стоил 22,4 юаня, а в России за бургер просили всего 169 рублей.

Почему наблюдается подобная ситуация. Эксперты утверждают, что «индекс бигмака» демонстрирует, насколько национальная валюта страны занижена по отношению к американскому доллару. Если учитывать данный показатель, то евро не дотягивает до доллара 11,1%, китайский юань – 38,8%, российский рубль – 59,9%.

Позиция российского рубля на фоне прочих мировых валют

Если брать «индекс бигмака» за июль текущего года, то он продемонстрировал, что рубль является самой недооцененной мировой валютой. Для того чтобы выровнять стоимость бигмака в долларах и рублях, необходимо сделать курс российской валюты 29,91 рубль за один доллар. В июле он составлял 73,14 рубля, что в 2,4 раза больше. В мире есть всего одна валюта, которая еще сильнее недооценена по отношению к американскому доллару по теории «индекса бигмака» – это ливанский фунт (70,2 процента).



Среди других мировых валют, недооцененных к доллару, присутствуют гривна Украины, рупия Индонезии, лира Турции, манат Азербайджана и рэнд ЮАР. Недооценка этих валют составляет 57-59%. Есть всего четыре мировых валюты, переоцененных по отношению к доллару – это боливар Венесуэлы (47%, франк Швейцарии (24%, норвежская (11% и шведская (9% кроны.

Значение индекса для рядового гражданина

По теории «индекса бигмака», все продукты и товары должны стоить в различных государствах одинаково, если произвести пересчет на американские доллары. Когда курс валюты занижен по отношению к доллару, есть стороны, которые от этого как выигрывают, так и проигрывают.

В случае заниженного курса национальной валюты, поставщики импорта и покупатели импортных товаров находятся в невыгодной ситуации. Предположим, что производитель бургеров из США решил выйти на российский рынок. В Америке стоимость бигмака составляет 5,65 доллара, в РФ – 169 рублей. При «справедливом» курсе валют в районе 30 рублей за один доллар американский производитель мог бы реализовать свои бутерброды по цене, которая аналогична российской. Такой фастфуд пользовался бы спросом, при этом фактор доставки мы намеренно опустим.



В случае заниженного курса рубля в размере 73 рубля за один доллар стоимость бигмака из США в России должна быть равной 423 рубля. Россияне 100% не захотят приобретать бутерброды по такой цене, так как аналогичные бургеры местного производства стоят в 2,5 раза дешевле. А вот для тех компаний, которые экспортируют товары из РФ, заниженный курс национальной валюты является выгодным. Предположим, что российский производитель изготавливает бургеры в нашей стране и реализует их в Америке.

В РФ стоимость бигмака составляет 169 рублей – и в эту сумму входят все расходы и прибыль. Когда курс рубля к доллару 73 к 1, в нашей стране бургер в пересчете на американскую валюту стоит 2,31 доллар, а в США российский производитель смог бы реализовать свою продукцию за 5,65 доллара (расходы на доставку для простоты подсчетов тоже не учитываются). Дополнительная прибыль в случае реализации российской продукции в Америке составит 3,34 доллара, при этом можно еще и демпинговать, снижая цену (например, до 4,5 доллара) и конкурируя с местными производителями. Это может привести к тому, что американские компании вынужденно покинут рынок из-за нерентабельности.

Аналогичным образом «индекс бигмака» оказывает влияние на рядовых граждан, так как им становится невыгодно приобретать импортные товары. В России в «Макдональдсе» можно съесть два бигмака за 350 рублей, а если человек приедет в Америку, то за эти деньги он не сможет купить и один бутерброд, так как его цена составляет 415 рублей (в перерасчете с долларов). И наоборот, гражданам США будет выгодно приобретать товар, который производится в Российской Федерации. В Америке рядовой житель сможет на 6 долларов съесть только один бургер. Приехав в Россию, он сможет приобрести два больших бутерброда и у него дополнительно останется на руках 1,38 доллара.

Насколько «индекс бигмака» отражает реальную ситуацию



Как пояснили эксперты портала 1mbank.ru: - В реальности данный индекс не является фундаментальным экономическим показателем, так как на стоимость бургера в определенной стране влияют не только курсы национальных валют по отношению к американскому доллару. Стоимость бургера в McDonald's также зависит от следующих факторов:

Покупательская способность граждан конкретного государства и средние доходы населения страны.

• Затраты на рабочую силу, транспортировку, рекламу, ингредиенты.



• Специфика налогообложения в стране.

• Стоимость товара у основных конкурентов в нише.

Эксперты из журнала «The Economist», разработавшие данный индекс, при своих расчетах не учитывают данные факторы. Поэтому данный показатель может продемонстрировать лишь общую картину – насколько покупательская способность одной валюты завышена или занижена по отношению к американскому доллару. Поэтому можно смело утверждать, что «индекс бигмака» – пользующаяся спросом «экономическая шутка», за которой следят миллионы людей во всем мире.

Сотрудники «The Economist» с завидной регулярность дважды в год обновляют данный показатель, привлекают журналистов к этому действу, которые публикуют в СМИ статьи с громкими кричащими заголовками. Среди названий фигурируют такие журналистские шедевры, как «Доллар не должен стоить более 30 российских рублей!», «Рубль – это самая недооцененная мировая валюта!» и прочее. Это приводит к тому, что население обсуждает экономическую политику страны, а рейтинги «The Economist» и других СМИ растут стремительными темпами.



Разместил: Natalia1 [offline]
Дата: 25.05.2022 / 18:54
Комментарии

* Написать:


* Имя:

* Код с картинки:
captcha

Комментариев нет..


Copyright © 2012 Every-holiday.Ru Копировать любой материал с нашего сайта запрещается без активной ссылки на сам материал